Архитектура Microsoft Windows для разработчиков






О



О

область видимости ~ scope — в программировании часть программы, где доступна данная переменная, константа или тип данных. В применении к сценариям — часть Web-страницы, в пределах которой можно обращаться к переменной. См. также локальная область видимости; область видимости уровня сценария.

область видимости уровня сценария ~ script-level scope — если переменная объявлена вне процедуры, она доступна всем процедурам на Web-странице или, другими словами, имеет область видимости уровня сценария. Такие переменные доступны все время, пока Web-страница отображается в программе просмотра.

общий ресурс ~ shared resource — любое устройство, данные или программа, используемое более чем одним устройством или программой. В контексте ОС Windows этим термином называют любой ресурс, доступный пользователям сети (файлы, папки, принтеры и т.п.), а также ресурсы сервера, доступные клиентам. См. также именованный канал.

объект ~ object — (1) элемент или компонент, идентифицируемый своими свойствами, функциями или связью с другими объектами; (2) любой набор данных, созданный Windows-прило-женим с поддержкой функций OLE, который можно встроить в другой документ или связать с ним.

объект OLE ~ OLE object — элемент данных приложения, поддерживающего OLE. Например, рабочая книга, модуль, диаграмма или ячейка электронной таблицы.

объект-клиент ~ client Object — объект, запрашивающий услуги сервиса. Конкретный объект может выступать в качестве клиента для одних запросов и как сервер — для других. См. также объект-сервер.

объект-поток ~ stream object — тип OLE-объекта, применяемый в реализации структурированных хранилищ. Предназначен для хранения данных любого типа. См. также объект-хранилище; структурированное хранилище.

объект-сервер ~ server object — объект, обрабатывающий запросы клиентов. Один и тот же объект может выполнять роль сервера для одних запросов и клиента — для других. См. также объект-клиент.

объект-хранилище ~ storage object — тип OLE-объекта, применяемый в реализации структурированных хранилищ. Объект-хранилище — аналог каталога файловой системы — может содержать вложенные объекты как того же типа, так и объекты-потоки (аналогичные файлам).

объектно-ориентированное программирование, ООП ~ Object-Oriented Programming, OOP — в традиционном процедурном программировании (например, на языках С, Fortran и COBOL) данные и методы их обработки разделены. В ООП они, напротив, объединены в объекты. Другие характеристики ООП — наследование, производные классы, полиморфизм и виртуальные функции. C++ — пример языка объектно-ориентированного программирования.

объекты доступа к данным ~ Data Access Objects, DAO — набор объектов высокого уровня, освобождающий разработчика от забот о физическом уровне операций чтения и записи данных БД. Например, в приложении, ориентированном на работу с БД, в качестве объектов доступа к данным могут выступать базы данных, описания таблиц и запросов, поля, индексы и т.д.

объекты удаленного доступа к данным ~ Remote Data Objects, RDO — объекты и наборы для работы с удаленными ODBC-совместимыми базами данных. RDO представляет собой объектную надстройку над API ODBC. Подобно интерфейсу и серверам автоматизации СОМ, RDO можно вызывать из любой 32-разрядной среды разработки.

однодокументныи интерфейс ~ Single Document Interface, SDI — тип пользовательского интерфейса, позволяющий работать только с одним документом. Пример SDI-приложения — программа WordPad.

одноранговая сеть ~ peer-to-peer network — сеть, в которой нет выделенных серверов или иерархического построения компьютеров. Все компьютеры считаются равноправными. Обычно каждый компьютер выступает в роли и сервера, и клиента.

одноранговый ~ peer — употребляется по отношению к устройствам многоуровневой сети, функционирующим на одном уровне.

оперативная память, ОЗУ ~ Random Access Memory, RAM — полупроводниковая энергозависимая память, открытая для чтения и записи со стороны микропроцессора или других аппаратных устройств. Доступ может осуществляться по произвольному адресу. См. также память.

оперативная подсказка ~ tooltip — маленький ярлычок, обычно с описанием функции элемента управления, который выводится на экран, когда курсор мыши на некоторое время задерживается на элементе управления.

открытая архитектура сервисов Windows Windows Open Services Architecture, WOSA — открытый набор интерфейсов для интеграции компьютеров под управлением ОС семейства Windows с сервисами различных внешних систем независимых производителей. Позволяет приложениям ПК пользоваться различными сервисами, не заботясь о фактической организации сети, архитектуре компьютеров и других характеристиках внешних систем.

отложенное связывание ~ late binding — метод проверки у объекта наличия вызванных клиентом методов на стадии выполнения. Самый неэффективный, хотя иногда и незаменимый, метод. Пример — функция, которая может работать, скажем, с тремя типами объектов. В этом случае ссылку на объект на стадии компиляции нельзя описать явно (с указанием класса), и поэтому необходимо отложенное связывание.

очередь сообщений ~ message queue — хранилище адресованных приложению сообщений компонентов системы. Сообщения составляются при возникновении значимых системных событий.

П

пакет ~ packet — блок информации сетевого уровня, передаваемый между станциями сети. Содержит данные из протоколов более высокого уровня, а также заголовок с идентификатором, адресами отправителя и получателя, иногда — поля данных контроля ошибок.

память ~ memory — область для временного хранения информации и программ.

панель инструментов ~ toolbar — набор элементов управления, ограниченный рамкой. Их часто применяют, чтобы обеспечить пользователю быстрый доступ к определенным командам или параметрам.

папка ~ folder — контейнер для хранения файлов.

пароль ~ password — строка символов, которые надо ввести для регистрации в системе или доступа к ресурсу. Например, пароли учетных записей пользователей Windows NT имеют длину до 14 символов в верхнем и нижнем регистрах. Это — один из методов защиты, применяемый для ограничения доступа к учетной записи пользователя и ресурсам компьютера.

переменная ~ variable — именованное хранилище значения некоторого типа, доступное программе при ее выполнении.

переменная среды ~ environment variable — набор параметров и присвоенное им имя, которым может пользоваться операционная система; представлены в одной строке.

персональный компьютер, ПК ~ PC — компьютер под управлением операционной системы MS-DOS, OS/2, Windows for Workgroups, Windows 95, Windows NT Workstation или Windows NT Server.

планирование ~ scheduling — распределение тактов процессора между потоками.

плата сетевого адаптера ~ network adapter card — плата расширения, необходимая для подключения компьютера к ЛВС.

плоский шлюз ~ flat thunk — реализован только в Windows NT, позволяет Win32-пpилoжeнию загрузить и вызвать 16-разрядную библиотеку, и наоборот. См. также базовый шлюз.

по умолчанию ~ default — операция или значение, применяемое системой в отсутствие явного выбора со стороны пользователя.

подкачка ~ paging — механизм, позволяющий операционной системе продолжить выполнение процесса, исчерпавшего доступную ему физическую память. Заключается в вытеснении других процессов в страничный файл на жестком диске для освобождения физической памяти. См. также страничный файл.

подключ ~ subkey — ключ в составе другого ключа реестра; аналогичен вложенному каталогу иерархии файловой системы. Ключи и подключи реестра играют ту же роль, что разделы и подразделы lNI-файлов предыдущих версий Windows. См. также ключ; реестр.

подпись кода ~ code signing — гарантирует пользователю, что компонент был создан квалифицированным разработчиком.

подпрограмма ~ sub procedure — в программировании это процедура, выполняющая определенную функцию или решающая конкретную задачу. В отличие от процедуры-функции не возвращает значение.

подсистема сообщении MAPI ~ MAPI Messaging Subsystem — компонент операционной системы, обрабатывающий вызовы функций MAPI и выполняющий необходимые действия. Подсистемой называется потому, что является подмножеством операционной системы.

поле рукописного ввода ~ handwriting control — управляющий элемент для ввода рукописного текста. Этот элемент управления передает введенный пером текст одному или нескольким средствам распознавания, которые интерпретируют его и преобразуют в соответствующее цифровое представление.

поле списка ~ list box — элемент управления; содержит список возможных вариантов значений параметра (например, список файлов каталога). Если все данные не помещаются в поле списка, воспользуйтесь линейкой прокрутки.

поле форматированного текста ~ rich-text box — управляющий элемент, напоминающий многострочное поле редактирования. Поддерживает форматирование абзацев и отдельных символов.

ползунок ~ slider control — управляющий элемент для регулировки интенсивности, например громкости или яркости. Он состоит из шкалы, задающей диапазон допустимых значений, и стрелки, указывающей текущее значение параметра. Пользователь перемещает стрелку ползунка мышью или клавишами управления курсором.

полиморфизм ~ polymorphism — концепция единого интерфейса для нескольких функций. Например, несколько классов могут определять функцию печати в формате, подходящем для объектов этого класса. Полиморфизм позволяет компилятору заменить обобщенный вызов вызовом конкретной функции.

полная стоимость владения ~ Total Cost of Ownership, TCO — описывает все затраты на реализацию технологии, включая сопровождение, обучение пользователей, содержание персонала и модернизацию.

полоса пропускания ~ bandwidth — в теории передачи сигналов, разность высшей и низшей частот диапазона. Например, телефонный канал обеспечивает полосу пропускания 3 кГц (от 300 до 3300 Гц). Чем шире полоса пропускания компьютерных сетей, тем быстрее проходят данные по сети.

пользовательский режим ~ user mode — один из двух режимов выполнения приложений. В отличие от режима ядра, не обеспечивает защиту приложения средствами архитектуры процессора: эта обязанность возложена на операционную систему, которая ограничивает доступное приложению адресное пространство. Для доступа к системным сервисам приложение пользовательского режима обращается к специальным интерфейсам.

порт ~ port — устройство для обмена информацией между компьютером и любым другим его устройством, например платой сетевого адаптера.

поставщик услуг Интернета ~ Internet service provider, ISP — компания, предоставляющая доступ к Интернету по телефонным каналам или выделенным линиям.

поток ~ thread — исполняемый элемент процесса, состоящий из счетчика, двух стеков (пользовательского режима и режима ядра) и набора значений регистров. Все потоки процесса обладают равными правами доступа к адресному пространству, дескрипторам объектов и другим ресурсам своего процесса. В Windows 95 потоки реализованы в виде объектов.

почтовое отделение ~ postoffice — место для временного хранения сообщений до их загрузки на компьютер-клиент. Реализовано в виде иерархии каталогов на сервере без каких-либо программных компонентов.

представитель ~ proxy — компьютер, анализирующий адресаты запросов и отвечающий на запросы, пришедшие из-за пределов локальной сети. В терминологии СОМ — интерфейсный объект, упаковывающий параметры для подготовки удаленного вызова. Представитель выполняется в адресном пространстве отправителя запроса и обменивается данными с соответствующим объектом (например, заглушкой) в адресном пространстве процесса — получателя запроса. См. также заглушка; маршалинг.

представительский уровень ~ presentation layer — шестой уровень модели OSI. Определяет формат, используемый для обмена данными между компьютерами сети. На посылающем компьютере этот уровень преобразует данные из формата, в котором они поступают от прикладного уровня, в общий (промежуточный) формат. На принимающем компьютере этот уровень преобразует промежуточный формат в первоначальный, используемый прикладным уровнем. Кроме того, управляет сетевой системой безопасности, предоставляя такие услуги, как шифрование данных. Задает правила передачи данных, сжимает данные для уменьшения числа передаваемых битов. См. также эталонная модель взаимодействия открытых систем.

прикладной уровень ~ application layer — высший, седьмой, уровень модели OSI. Обеспечивает взаимодействие прикладных процессов с сетевыми сервисами, реализуя службы, непосредственно доступные приложению.

приложение ~ application — программа, предназначенная для выполнения какого-либо вида работ, например обработки текстов. В большинстве случаев эквивалентен термину «программа».

программа просмотра Web ~ Web browser — программа-клиент (например, Microsoft Internet Explorer) для доступа к информации, предоставляемой серверами World Wide Web. Запрашивает документ у сервера, интерпретирует коды HTML и отображает документ на экране компьютера.

прокрутка ~ scroll — перемещение текста или графики (вверх, вниз, влево, вправо) для просмотра той его части, которая не помещается в пределах окна или экрана.

пропускная способность ~ throughput — скорость прохождения данных через какой-либо компонент, канал связи или систему. Хороший индикатор общей производительности системы, так как свидетельствует о качестве совместной работы компонентов при передаче данных от одного компьютера к другому (показатель — сколько байт или пакетов передается по сети в единицу времени).

протокол ~ protocol — набор правил и соглашений, обеспечивающий максимальную скорость и наименьшее число ошибок при связи компьютеров друг с другом и с периферийными устройствами. Взаимосогласованные протоколы различных уровней составляют стек протоколов. Windows 95 поддерживает протоколы NetBEUI, TCP/IP и IPX/SPX-совместимые протоколы.

протокол двухточечного соединения ~ Point-to-Point Protocol, PPP — стандартный протокол, служащий основой средств удаленного доступа Windows 95. Обеспечивает взаимодействие ПО удаленного доступа разных производителей.

протокол динамической конфигурации хоста ~ Dynamic Host Configuration Protocol, DHCP — протокол автоматической настройки хостов в сетях на базе протокола TCP/IP, предусматривающий динамическое выделение IP-адресов и других параметров конфигурации.

протокол Интернета ~ Internet Protocol, IP — протокол сетевого уровня модели OSI, транспортный протокол стека протоколов TCP/IP. См. также протокол управления передачей/протокол Интернета.

протокол передачи гипертекстовой информации ~ Hypertext Transfer Protocol, HTTP — метод передачи документов WWW по Интернету. Представляет собой простой протокол прикладного уровня для распределенных взаимодействующих информационных систем. Важные особенности HTTP — возможность согласования типа передаваемых данных, что позволяет строить на его основе системы, не зависящие от вида представления данных.

протокол передачи новостей ~ Network News Transfer Protocol, NNTP — протокол, обеспечивающий рассылку клиентам информационных сообщении по Интернету. Сообщения хранятся в базе данных сервера NNTP, что позволяет клиенту выбрать из них только нужные. Обеспечивает возможность рассылки, поиска, отбора и публикации сообщений, а также средства индексации и поддержка перекрестных ссылок.

протокол передачи файлов ~ File Transfer Protocol, FTP — обеспечивает передачу файлов между локальным и удаленным компьютером. Поддерживает несколько команд, которые реализуют двухстороннюю передачу двоичных и ASCII-файлов между компьютерами. FTP-клиент — одна из утилит протокола TCP/IP.

протокол пользовательских дейтаграмм ~ User Datagram Protocol, UDP — транспортный протокол без состояния и без гарантии доставки пакетов. Широко применяется в широковещательной рассылке IP-дейтаграмм. Поскольку доставка не гарантирована, протокол прикладного уровня, пользующийся UDP, должен реализовать собственные механизмы контроля. В сетях на базе продуктов Microsoft UDP применяется для регистрации, просмотра сетевых ресурсов и разрешения имен.

протокол почтового отделения ~ Post Office Protocol (POPx) — протокол, обеспечивающий рабочей станции доступ к почте на сервере. Обычная реализация заключается в том, что сервер РОР3 обеспечивает рабочей станции доступ к почте, хранящейся на сервере SMTP.

протокол управления передачей ~ Transmission Control Protocol, TCP — протокол, обеспечивающий разбиение потока данных на пакеты и их доставку по сети. Устанавливает надежный последовательный канал передачи данных. См. также протокол управления передачей/протокол Интернета.

протокол управления передачей/протокол Интернета ~ Transmission Control Protocol/Internet Protocol, TCP/IP — набор сетевых протоколов, обеспечивающий связь в гетерогенных сетях. Включает стандарт связи и набор соглашений о соединениях и маршрутизации. Базовый протокол Интернета.

процесс ~ process — объект, состоящий из исполняемого модуля, виртуального адресного пространства и одного или нескольких потоков.

путь ~ path — указывает местонахождение файла в иерархической структуре дерева каталогов.

Р

рабочая группа ~ workgroup — несколько компьютеров, объединенных в сеть и совместно использующих ресурсы. Кроме того, одна из двух моделей организации сети Windows NT. См. также домен.

рабочая станция ~ workstation — подключенный к сети компьютер, использующий ресурсы сервера. См. также клиент; сервер.

рабочий стол ~ desktop — фон экрана, на котором расположены окна, значки и т.п.

раздел ~ partition — часть жесткого диска, функционирующая как отдельный диск. См. также системный раздел.

разделитель ~ delimiter — специальный символ, который разграничивает элементы программы или набора данных. В программах в качестве ограничителей, например, применяются операторные скобки, отделяющие друг от друга фрагменты кода. В базе данных, как правило, применяются два типа разделителей: для полей и для записей.

разработчик оригинальной продукции ~ Original Equipment Manufacturer, OEM — обычно употребляется в отношении производителей ПК. В частности, версии программного обеспечения, предназначенные для установки на собранные компьютеры, обычно называются OEM Service Release (OSR).

раннее связывание ~ early binding — выполнение проверки ссылок на OLE-объекты в коде приложения Microsoft Visual Basic for Applications на стадии компиляции в противоположность отложенному связыванию, когда эта операция осуществляется на стадии выполнения приложения. Раннее связывание предпочтительнее отложенного, так как значительно эффективнее. Тем не менее отложенное связывание поддерживают все приложения, использующие OLE-автоматиза-цию, а раннее — лишь немногие.

распознавание речи ~ speech recognition — позволяет пользователям отдавать команды компьютеру голосом, упрощает взаимодействие с приложениями.

распределенная многокомпонентная модель Distributed Component Object Model, DCOM — применяется для интеграции распределенных клиент-серверных и Web-приложений.

расширение ~ extension — расширение имени файла обычно описывает тип файла/каталога или программы, ассоциированной с этим файлом. Файловая система MS-DOS ограничивает длину расширения четырьмя символами, первый из которых — обязательный — точка. Файловая система Windows NT допускает имена файлов, включая расширение, длиной до 255 символов.

региональная сеть ~ Wide Area Network, WAN — сеть или объединение сетей, выходящее за рамки одного здания. См. также локальная вычислительная сеть, ЛВС.

регистрироваться ~ log on — входить в систему, вводя имя пользователя и пароль.

редактор реестра ~ registry editor — утилита для просмотра и изменения параметров, хранящихся в реестре. Входит в состав Windows 95 и Windows NT.

реестр ~ registry — иерархическая база данных, которая содержит информацию о конфигурации компьютера и об учетных записях пользователей, а также о приложениях. В этом качестве заменил INI-файлы предыдущих версий Windows.

режим ядра ~ kernel mode — режим исполнения кода под защитой архитектуры процессора.

резидентная программа ~ terminate-and-stay resident program, TSR — приложение MS-DOS, расположенное в памяти и ожидающее событий, на которые оно реагирует.

результирующий набор ~ resultset — в RDO это записи, составляющие результат выполнения запроса.

ресурс ~ resource — часть компьютерной системы или сети (диск, принтер или область памяти), которая может быть предоставлена программе или пользователям локальной сети.

речевой синтез ~ text-to-speech — преобразование текста ANSI или Unicode в речь, позволяющее компьютеру разговаривать с пользователем.









Содержание  Назад  Вперед